Как отличить хороший шиномонтаж

В статье описаны основные пункты по которым автолюбителю можно отличить шиномонтаж предоставляющий качественные услуги. Материал поможет понять на что стоит обратить внимание и контролировать при выполнении работ по шиномонтажу своего автомобиля. Не стоит недооценивать данную процедуру, последствия плохо оказанных шиномонтажных услуг могут обернуться крупными финансовыми и временными затратами, а иногда привести к потере здоровья или даже жизни.

Отзывы

Не поленитесь и перед посещением, почитайте отзывы о мастерской в интернете или узнайте мнение у местных. Хорошая мастерская обычно работает не первый год, у неё есть свой сайт или группа в социальной сети. Множество отзывов на независимых площадках, например Яндекс картах. Это поможет сразу отсечь откровенно плохие места и понять уровень цен.

Общее впечатление

Приехав, критически оцените место и адекватность персонала. Если мастерская выглядит как вонючая конура, оборудование старое и грязное, инструмент разбросан как попало, а шиномонтажник уставший до предела или вовсе пьяный, то и качество работы будет соответствующим. Если это не безвыходная ситуация, лучше сразу уезжайте.

Цены и прайс-лист

Правилом хорошего тона считается вывесить понятный стенд с ценами на услуги на фасаде здания или видном месте. Если вы не можете понять сколько будет стоить услуга, есть повод задуматься о том, а стоит вообще их заказывать. Не будет ли банального "развода" в конце?

Обычно цены на шиномонтажные услуги различаются в зависимости от класса автомобиля (легковой, внедорожник и коммерческий транспорт) и диаметра колес (чем больше тем дороже). Иногда шиномонтажники берут дополнительную плату за работу с низкопрофильными шинами (высота профиля 45 и ниже) и шинами с технологией RunFlat т.к. монтировать и демонтировать такие шины на диск несколько сложнее, требуется новое оборудование и чуть больше квалификации.

Стоимость грузов

Очень странно, когда с клиента берут дополнительную плату за стоимость грузов. Это противоречит логике и приводит к тому, что шиномонтажнику выгоднее устанавливать больше грузов, а должно быть совсем наоборот. Помните, что предельно допустимая масса всех компенсирующих грузов на колесо для легкового автомобиля по ГОСТ не более 70 грамм, в идеале 5-10 грамм. Шиномонтажник должен стремиться к тому, чтобы поставить меньше грузов. Они должны быть сконцентрированы в одном месте.

Чистая, ровная площадка с твёрдым покрытием

Площадка для проведения шиномонтажа вне специального помещения или бокса должна быть ровной, чистой и обязательно с твердым покрытием (асфальт или бетон). Если это не так, лучше поищите другое место. Проводить шиномонтажные работы на такой площадке просто опасно, а нормальный мастер не будет работать в грязи.

Подъёмник и домкраты

Подъёмник ножничного типа

Лучше если для подвешивания кузова автомобиля используется специальный подъёмник ножничного типа. Персонал должен контролировать заезд на такое устройство и съезд с него. Подъёмник должен быть снабжён специальными резиновыми подкладками, которые должны быть установлены в специальных местах на кузове автомобиля. Такие подъемники устанавливают в помещениях и боксах, и лишь иногда на крытых площадках.

Подкатной гидравлический домкрат

Использование подкатных гидравлических домкратов тоже допустимо. В лучшем случае их должно быть несколько, чтобы не перекашивать автомобиль поднимая его только за один край.

Домкраты должны быть также снабжены резиновыми прокладками и устанавливаться строго в отведенные места на кузове автомобиля.

Резиновая накладка на домкрат

Одним из распространенных повреждений, которые могут произойти во время шиномонтажа, это повреждение краски, погнутый порог или ребро жёсткости. Исправить их проблематично, а находясь в непосредственном контакте с водой и реагентами, место повреждения быстро ржавеет, кузов теряет необходимую прочность.

Поврежденный порог автомобиля

Также повреждение кузова возможно, если поднимать всю сторону автомобиля одним домкратом, чем грешат ленивые шиномонтажники. Убедитесь, что под колеса автомобиля установлены специальные упоры и он не может упасть с домкратов.

Неправильно установленный домкрат

Болты или гайки в луже

Многие видели, как иногда открученные болты или гайки бросают в снег, лужу или песок, а потом закручивают обратно. Требуйте, чтобы их складывали в тару и обработали перед установкой обратно.

Чистка и мойка колес

Перед балансировкой диски нужно обязательно очистить, а лучше и помыть. Налипшие куски грязи и камни в протекторе сделают балансировку бессмысленной. Не важно, будет ли это специальный станок для чистки или мастер сделает это вручную. Помните, что современное оборудование может балансировать колёса с точностью до грамма. Таскать, возить и хранить грязные колёса тоже не самый лучший вариант.

Повреждение дисков

Часто на шиномонтажном оборудовании забывают менять пластиковые накладки, которые предотвращают повреждение диска при его фиксации в станке, демонтаже и монтаже шины. Иногда их просто не используют.

Пластиковая накладка на монтажный станок

В таких случаях сложно провести работы и не повредить диск. Даже если у вас давно не новые диски, зачем вам дополнительные повреждения? Обязательно обратите на это внимание если у вас дорогие диски. При работе должна использоваться монтажная паста, которая наносится кистью.

Пластиковые накладки на монтажный станок

То же самое касается и головок на ключ для откручивания болтов и гаек колёс. Они должны быть в не изношенном состоянии, чтобы не повреждать болты и снабжены пластиковыми накладками, чтобы не повреждать диски.

Головки на баллонный ключ с защитой

Пневмоподвеска

Иногда случается так, что после подъёма автомобиля на домкратах приходится менять пневмобаллоны и клапаны остаточного давления. Это происходит потому, что когда автомобиль подняли и колёса оторвались от земли, компрессор накачивает в баллоны максимальное давление и в случае спуска давление в них ещё увеличивается. Это может привести к дорогостоящей поломке стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. Чтобы этого избежать, переведите подвеску в режим домкрата. Как это сделать описано в руководстве по эксплуатации автомобиля. Мастеров, кто знает об этом, единицы, особенно в регионах. В случае поломки, большинство делает вид, что не обязаны были знать об этом аспекте.

Датчики давления

Если в шинах установлены датчики давления, предупредите об этом мастера и убедитесь, что он знает как нужно снимать шину не повреждая устройство. На удивление далеко не все это знают. Лучше перестраховаться т.к. цена ошибки в среднем 5 000 рублей.

Чистка бортов диска

Если на диске в месте соприкосновения с шиной появилась коррозия, попросите очистить её с помощью металлической щётки. Не стоит мазать диск герметиком, лучше потратить лишние 2 минуты и зачистить диск. Если это не сделать, шина может спускать, особенно зимой, когда из-за низкой температуры становиться менее эластичной. Чтобы исправить такую проблему, придется переделывать всё заново. Если место прилегания шины к диску просто загрязнено, его очищают специальной химией.

Головки на баллонный ключ с защитой

Кривые диски

Если есть подозрение, что диск погнут или поврежден, обязательно попросите установить его в балансировочный станок без шины и проверить. Если выясниться, что это действительно так, то диск нужно отремонтировать или заменить, иначе балансировка бессмысленна. Это не позволит шиномонтажнику, потом, когда качество работ Вас не устроит, сказать что у вас просто кривые диски т.к. они были проверены.

Монтаж шин на диск

При монтаже новой шины на диск метки желтого или белого цвета должны быть совмещены с вентилем. При монтаже шин с износом шину необходимо установить так, чтобы дисбаланс был минимальным вращая её относительно диска. Это называется оптимизацией дисбаланса. Не каждый шиномонтажник готов этим заниматься, зачастую ему проще прикрепить больше грузов.

Большинство шин направленные т.е. вращаться они должны в определенную сторону. Стрелка на шине должна совпадать с вращением колеса при движении автомобиля вперед.

Ассиметричные шины имеют внешнюю и внутреннюю сторону.

Колеса могут иметь разную размерность спереди и сзади, не поленитесь это проверить, уставшие на пике сезона работники, могут это просто выпустить из головы.

Накачка шин

После монтажа шины на диск, шина накачивается до 6-8 атмосфер (bar), расправляется с характерным хлопком, проверяется на утечки и только потом спускается до нужного давления. Опытный шиномонтажник не будет спрашивать у вас, какое давление нужно накачивать, а посмотрит в табличке на наклейке на средней стойке автомобиля.

Чистка ступицы

Перед установкой колеса, если привалочная часть ступицы ржавая или грязная, её необходимо очистить металической щеткой. Обработать место прилегания диска, крепёжные болты или шпильки специальным медным аэрозолем или керамической пастой.

Протяжка болтов

Обязательно проследите за тем чтобы болты или гайки колёс наживили вручную и затянули с определенным усилием. Это делается динамометрическим ключом с соблюдением специальной техники. Не допускайте закручивание болтов и гаек пневмоинструментом. Откручивать крепёж могут, как с обычным баллонным ключом так и превматическим гайковёртом, для ускорения процесса.

Накачка азотом

Относитесь с недоверием к организациям предлагающим услугу по накачке шин азотом, это надувательство в прямом и переносном смысле. Воздух и так содержит 78 % азота, в баллоне азота не более 90-95 %, из шины всё равно не получится стравить весь воздух. Лишние 10 % азота в вашей шине точно не окажут никакого влияния ни на управляемость, ни на вес ни на что иное.

Заключение

Как видите процесс не такой и простой, требует наличия определенного оборудования, навыков и соблюдения технологий. Не стесняйтесь указывать на несоблюдение технологий и задавать вопросы, это ваша безопасность. Если что, то не устраивает или упущены важные моменты, отказывайтесь от услуг, это будет гораздо лучше, чем попасть в аварию из-за не затянутого болта или не иметь возможности открутить колесо штатным ключом где-нибудь на пустынной дороге.