Проверка автомобиля перед дальней поездкой

Перед дальней дорогой на автомобиле рекомендуется проверить его состояния, это поможет свести к минимуму возможность неприятных ситуаций в дороге. Также рекомендуется проверить наличие вещей, которые могут пригодиться в дороге, и документов.

Данная статья написана для автовладельцев, которые должным образом следят за состоянием своего автомобиля и проходят плановый технический осмотр в полной мере и регулярно.

Чек-лист:

  1. Уровень жидкостей
    1. Уровень масла двигателя;
    2. Уровень охлаждающей жидкости;
    3. Уровень тормозной жидкости;
    4. Уровень ГУР (опционально);
  2. Колёса и шины
    1. Состояние;
    2. Давление;
  3. Световые приборы
    1. Стоп сигнал;
    2. Габаритные огни;
    3. Ближний и дальний свет;
    4. Указатели поворотов;
    5. Противотуманные фары;
    6. Фонарь заднего хода;
  4. Обязательное наличие;
    1. Аптечка;
    2. Знак аварийной остановки;
    3. Баллонный ключ и насадки для "секретных" болтов (опционально);
    4. Огнетушитель;
    5. Светоотражающий жилет;
    6. Запасное колесо (опционально);
    7. Компрессор (опционально);
    8. Домкрат (опционально);
    9. Буксировочный трос;
  5. Рекомендуемое наличие
    1. Зарядки от автомобильно сети для всех гаджетов;
    2. Авторегистратор;
    3. Предзагруженные карты для навигатора;
    4. Хороший плейлист;
    5. Фонарик;
    6. Провода для "прикуривания";
    7. Небольшой набор инсрументов;
    8. Набор предохранителей;
    9. Набор хомутов и изоленту;
    10. Рабочие перчатки;
    11. Тряпку;
    12. Питьевую воду;
    13. Теплое одеяло (опционально);
    14. Свечи и спички (опционально);
    15. Небольшую сумму наличных денег;
    16. Газовый балончик;
    17. Шариковая ручка;
  6. Документы
    1. Водительское удостоверение;
    2. СТС;
    3. Страховка.

Проверку желательно сделать заранее, чтобы при необходимости можно было устранить найденные недостатки без спешки. Если вы собрались в дальнее путешествие на автомобиле, запланируйте осмотр на пару дней, а не в последний вечер или утро перед поездкой./p>

В первую очередь проверьте уровень рабочих жидкостей. Начните с уровня масла в двигатели. Также проверьте наличие пятен масла на месте стоянки автомобиля.

Уровень масла двигателя

Уровень масла в двигателе нужно проверять на ровной площадке, на "тёплом" заглушенном двигателе, спустя 30-60 минут после поездки. После длительной стоянке на морозе, уровень масла может быть на минимуме или даже чуть меньше, это нормально, не стоит спешить доливать. Сразу после поездки, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя, уровень масла может быть как выше отметки максимума, так и ниже минимума. Измерения на горячем двигателе не считаются релевантными. Многие современные автомобили имеют датчики уровня масла и при запуске сигнализируют индикатором OIL OK при запуске. Некоторые модели BMW вообще не имеют щупа.

При низком уровне масла, его необходимо долить. В большинстве современных автомобилей между отметками влезает 0,8 ±0,2 литра т.е. от 600 до 1000 мл. Перелив масла тоже опасен, как и недолив, особенно зимой. При переливе масла, избыточным давлением может выдавить сальники коленвала, прокладку теплообменника и т.д. Доливать желательно идентичное масло, которое залито в двигатель, в крайних случаях можно залить масло с тем же уровнем вязкости и параметрами допуска. Желательно не смешивать масло разных производителей, но это не критично, а вот смешивать масло с разными параметрами крайне не рекомендуется.

Небольшой расход масла обычно не является поводом для беспокойства и вполне нормален. А вот конкретно какой объём считается "небольшим" - это очень индивидуально и тема отдельной большой статьи. В любом случает, если уровень масла упал, это является поводом для осмотра и диагностики двигателя.

Уровень охлаждающей жидкости

После проверки уровня масла двигателя, проверьте уровень охлаждающей жидкости (антифриз или тосол). Не путайте охлаждающую жидкость с незамерзайкой для омывания стёкол и фар. Уровень охлаждающей жидкости должен быть вблизи отметки MAX на холодной машине. На горячей машине уровень может быть выше максимума, это нормально. Будьте осторожны, на горячей машине система находится под давлением. Многие начинающие автолюбители в прямом смысле слова обожглись в ситуации, когда они с утра проверили уровень масла, обнаружили низкий уровень, доехали до магазина, решили долить, открыли пробку, и вот тут оно случилось.

При исправной системе, охлаждающая жидкость не расходуется вообще, максимум 100 мл в год. Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает и её приходится постоянно доливать, следует искать течь. Для упрощения этого процесса, многие современные атифризы содержат индикаторную присадку, светящуюся в ультрафиолетовом свете. Поскольку антифриз дешёвый, многие автолюбители не заморачиваются и зря, подтекающий патрубок по закону подлости лопнет именно зимой, ночью, на трассе.

Для долива используйте антифриз рекомендуемый производителем либо дистиллированную воду. Подбирать охлаждающую жидкость по цвету распространенное заблуждение. Чисты анитфриз почти прозрачен, а краситель может быть любым.

Уровень тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости должен быть строго на максимуме, не больше и не меньше. По мере износа колодок, уровень тормозной жидкости может уменьшаться, но он не может стать ниже минимального уровня. Во всех современных автомобилях есть датчик уровня, который включит соответствующий аварийный индикатор на приборной панели, если что не так.

Не стоит шутить с уровнем тормозной жидкости, при снижении уровня необходимо незамедлительно ехать на диагностику тормозной системы. Также необходимо помнить, что тормозная жидкость меняется полностью раз 2-3 года. Для замены и долива используйте тормозную жидкость соответствующего класса. Для большинства современных автомобилей это DOT4. Часто класс указан на крышке расширительного бачка или где-то рядом. Жидкость для долива и замены всегда должна быть новая. Тормозная жидкость имеет высокий уровень гигроскопичности, поэтому хранить тормозную жидкость во вскрытой упаковке запрещено.

Уровень жидкости ГУР

Если у вас гидравлический усилитель рулевого управления, проверьте уровень его жидкости. Для проверки необходимо придерживаться инструкции, на некоторых автомобилях проверяется на горячую, на некоторых на холодную. У некоторых автомобилей две пары меток (для горячего и холодного состояния. Нюанс здесь в том, что "на горячую" и "на холодную" уровень может различаться чрезвычайно сильно, соответственно, при неправильном измерении можно как серьезно недолить, так и серьезно перелить. В первом случае есть риск поломки насоса, во втором, срывом крышки и заливом всего подкапотного пространства.

Доливается специальная гидравлическая жидкость, на крайний случай существуют универсальные. Запрещено заливать тормозную жидкость, моторное масло и т.п. В безвыходной ситуации, если стоит выбор "ехать насухую и прикончить насос" или "залить ATF и молиться что пронесёт"пойдёт ATF или другое трансмиссионное масло для АКПП, но лучше не рисковать. Даже в случае удачного эксперимента, полная замена с промывкой системы обязательна в кратчайший возможный срок.

Если у вас ЭУР (электроусилитель руля) данную проверку пропускаем. А если ЭГУР (электрогидроусилитель), проверка ничем не отличается от проверки при ГУР.

Аккумулятор

Современные АКБ необслуживаемые, делать ничего не надо. Но стоит насторожиться если после продолжительной поездки, спустя несколько часов, напряжение бортовой сети до запуска двигателя падает ниже 12 В. Обычно аккумулятор "умирает" в самый неподходящий момент, зимой, в мороз, рано утром.

Колеса и шины

Перед дальней дорогой проверьте состояние шин на износ и равномерность этого износа. Также убедитесь, что они подойдут для использования на всей продолжительности вашего путешествия. Обязательно проверьте давление в шинах с помощью манометра. Вы можете визуально не заметить падения давления скажем с 2,4 bar до 2 bar. Проверять шины следует на холодную, в процессе езды шины нагреваются, что увеличивает давление примерно на 10 %. Поэтому не стоит спускать избыточное давление в пределах 10 % из "горячих" шин т.к. после остывания оно окажется ниже нормы. Если вам пришлось подкачивать "горячую" шину во время поездки, качайте её на 10 % больше номинала, а затем вновь проверьте давление, когда колёса остынут. Обычно это происходит не раньше, чем через 3 часа после остановки.

Параметры давления для разных размерностей шин и загрузки автомобиля обычно содержатся на наклейке в дверном проёме. Обратите внимание, что давление для запасного колеса обычно указывается отдельно и часто оно намного выше стандартного.

При длительных поездках по грунтовой дороге или дороге с раскисшим покрытием (грязь или снег) разумно снизить давление приблизительно на 10 % это улучшит зацеп.

При нормальных условиях шины теряют давление со скоростью 0,07 bar в месяц. Если давление падает быстрее, стоит поискать прокол или повреждения герметичности. Нет ничего хуже подкачивать колесо каждые несколько десятков километров в дальней дороге, особенно если дело происходит зимой.

Обязательно возьмите с собой: аптечку, знак аварийной остановки, балонный ключ и насадки для "секретных" болтов, огнетушитель, светоотражающий жилет, запасное колесо, компрессора, домкрат, буксировочный трос.

Некоторые современные автомобили оснащены колесами с технологией RunFlat, необходимость возить с собой запасное колесо, компрессор и домкрат у них отсутствует.

В дальней поездке полезно иметь: зарядки от автомобильной сети для всех гаджетов, авторегистратор, предзагруженные карты для навигатора, хороший плейлист, фонарик, шариковую ручку, провода для "прикуривания", базовые инструменты, набор предохранителей, набор хомутов и изоленту, рабочие перчатки, тряпку, питьевую воду, тёплое одеяло, спички и свечи (могут очень пригодиться в холодную погоду при заглохшем двигателе).

Не забудте взять документы: водительское удостоверение, СТС, страховку.

Также, многие опытные водители говорят, что газовый балончик и небольшая сумма наличных денег тоже не будут лишними.

Для того чтобы осуществить проверку, воспользуйтесь нашим сервисом для проведения проверок состояния автомобиля перейдя по ссылке.