Простые и эффективные методы борьбы с воровством сотрудников

Мы помогаем владельцам автомоек, шиномонтажей и автоцентров навести порядок на их предприятиях уже много лет. За это время мы разбирали бессчетное количество случаев воровства, искали и пробовали различные способы противодействия. В этой статье мы решили поделиться полученным опытом и рассказать о простых и наиболее эффективных методах борьбы с мошенничеством сотрудников.

Любой руководитель бизнеса мечтает чтобы у него работали добрые и честные сотрудники. Но в реальной жизни обычно не так.

Мы будем описывать действительно эффективные и рациональные способы, варианты когда затраты на противодействие сопоставимы или даже превышают потери на воровстве мы не рассматриваем, а таких способов и предложений их реализовать сейчас огромное количество.

Далее мы попытаемся разделить все случае мошенничества на типы и рассказать, что оптимально предпринять для каждого, но предварительно очень важно сделать оптимизацию перечня услуг и классификации автомобилей так чтобы ваш прайс-лист можно было легко разместить на стенде и он был понятен клиенту при беглом взгляде. Это очень важно т.к. если у вас множество услуг, а цены на них зависят от многих параметров большинство клиентов просто не захотят в этом разбираться и не смогут понять сколько стоят услуги которые им оказали, и такая ситуация дает хорошую почву для мошенничества.

1. Сотрудники не оформляют некоторые заказы, доход с них не идет предприятию.

Что делать:

  • Договоритесь оформлять все заказы в программе, в том числе обслуживание личных автомобилей и других сотрудников, различные переделки и доделки и даже те случаи, когда услуги не были оказаны (клиент отказался от услуг).
  • Установите штрафы которые будут применяться при нарушении этого правила.
  • Установите видеонаблюдение. Периодически сравнивайте информацию о заказах в программе с записями с камер.

Большинство современных камер позволяют в удобной форме выводить промежутки времени, когда были зафиксированы действия в области их видимости. Такие проверки не займут у вас много времени, но позволят держать руку на пульсе, а возможно выявить и другие узкие места.

2. Не оформляют некоторые заказы, доход с них не идет предприятию.

Что делать:

  • Договоритесь оформлять все заказы в программе, в том числе обслуживание личных автомобилей и других сотрудников, различные переделки и доделки и даже те случаи, когда услуги не были оказаны (клиент отказался от услуг).
  • Установите штрафы которые будут применяться при нарушении этого правила.
  • Установите видеонаблюдение. Периодически сравнивайте информацию о заказах в программе с записями с камер.

Большинство современных камер позволяют в удобной форме выводить промежутки времени, когда были зафиксированы действия в области их видимости. Такие проверки не займут у вас много времени, но позволят держать руку на пульсе, а возможно выявить и другие узкие места.

С нашей точки зрения не стоит усложнять подобные проверки и пытаться их автоматизировать. Например придумывать решения, которые бы автоматически создавали заказы при появлении автомобиля в боксе. Такие механизмы обычно хорошо работают только на бумаге, а на практике привнесут дополнительные проблемы. Сотрудники быстро адаптируются к таким подходам и начинают их обходить. Деньги на их реализацию будут потрачены, а результата не будет.

Отдельно нужно отметить проверку информации с камер с использованием ИИ, в момент написания статья цена реализации такого решения довольно высока, но возможно скоро ситуация поменяется.

2. Берут с клиента больше денег, разницу оставляют себе.

Что делать:

  • Купите недорогие нефискальные принтеры чеков.
  • Договоритесь распечатывать чеки для каждого заказа, в чеке указывайте список оказанных услуг и цену каждой.
  • Введите правило если и явно сообщайте его клиентам, что если нет чека то обслуживание платить не надо.

В этом случает контроль как бы переноситься на клиента, и у него должны быть все возможности его осуществить.

3. Нерационально используют и продают "налево" расходные материалы

Что делать:

  • Определите какой расход расходных материалов является нормальным в вашей организации
  • Ежемесячно или еженедельно сравнивайте фактический расход расходных материалов с количеством заказов, где они использовались.

Например для шиномонтажной мастерской расход латок, грибков и т.д. легко проверить сравнив их количество в начале и конце месяца с количеством заказов где есть соответствующие услуги ремонта шин. Для учета расхода химии на автомойке в нашей программе можно, к примеру, внести нормы ее расхода для каждой услуги каждой категории автомобиля. Программа автоматически может посчитать ее расход по этим нормативам за определенный период. Вам останется только сравнить совпадает этот расход с фактическим или нет. Нормы расхода можно ввести для нескольких расходников и рассчитывать например расход воды или электроэнергии, это тоже может быть полезно проанализировать. Также этот механизм можно использовать для подсчёта наработки механизмов.